Доклад Рычкова Сергея Валентиновича о применении музыки в лечебном процессе традиционной медицины для симпозиума 2 октября 1997 года.
О том, что музыка оказывает влияние на человека, было известно еще с доисторических времен. Во времена египетских жрецов песнопениями изгоняли из человека дух одержания. А при храмах, где проводились песнопения, росла бурная растительность.
Ученик из последних пифагорейцев Аристоксен сообщает нам, что «пифагорейцы использовали медицину для очищения тела, а музыку для очищения души». Пифагорейцы применяли музыку для лечения различных болезней, прежде всего душевных; приписывали музыке способность смягчать «необузданность души». Изучение музыкальной гармонии выросло у Пифагора не только из чисто исследовательского интереса, но и питалось надеждой разгадать ее способность воздействовать на человеческую душу.
Концепция взглядов на лечение человека музыкой складывалась у таких ученых как Авиценна, аль-Фараби, Пифагор, Платон и Аристотель, из знания законов метафизики, которые раскрывают связь человека и Космоса и объединяют их единство.
Изучая философию Востока и учения разных духовных учителей, можно увидеть, что есть связь между музыкой и цветом, что каждой ноте музыкального звукоряда соответствует свой цвет: семи основным нотам соответствуют семь основных цветов. Пифагор придал законам гармонии Космоса числовое выражение, перенес их на музыкальные интервалы (октава, квинта, кварта и т.д.), исходя из соотношения семи планет нашей галактики. Семь основных нот звукоряда и семь основных цветов соответствуют семи энергетическим центрам человека, которые воздействуют на органы, расположенные вблизи этих центров (чакр). Например: красный цвет – стимулирует высокую физическую активность, улучшает функции половых органов, звук – до. Фиолетовый цвет – улучшает работу мозга, способствует выработке гормона мелатонина, омолаживающего организм и снимающего депрессию, нота – си.
Еще древнеегипетские врачи предписывали носить одежду определенного цвета как средство исцеления от различных болезней.
Американский врач Джейкоб Либерман с помощью цвета вылечил от рака, глазных болезней и сердечно-сосудистых заболеваний более 15 тысяч человек.
Большая врачебная практика и знание физиологии психической деятельности человека позволили подметить ибн Сино особенности влияния на людей тех или иных звуков. Он считал, что высокие тона порождают чувство гнева, напряженности, низкие – создают ощущение мягкости, спокойствия. В лечебной практике Авиценна широко использовал музыкотерапию. В разделе «Сон и бодрствование» ученый при бессоннице рекомендует музыку как успокаивающее средство при различных возбужденных состояниях. «К числу успокаивающих воздействий относятся приятное, нежное пение в медленном ритме, которое не волнует слушателя, или равномерные переливы, вполголоса, поэтому и усыпляет журчание воды или шелест листьев». Ибн Сино применял музыку как лечебный фактор и как вспомогательное средство при плохом контакте с больными. При подборе музыки он подходил индивидуально, в зависимости от натуры больного и его состояния.
Ученый аль-Фараби (870 г.н.э.) утверждал, что музыка действует на организм через головной мозг. По его мнению, головной мозг регулирует работу сердца, темперамент, поддерживает нервы и ощущения… Аль-Фараби уделял большое внимание психогигиене. Он стремился достичь с помощью музыки и пения единства духа и тела. Его изречение: «Если лечение тела продляет жизнь, то лечение души должно привести к еще лучшему результату».
Ленинград 1966г. Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева. Труды института, т.38. Г.П.Шипулин. Бехтерев говорил, что «музыка является властительницей наших чувств и настроений».
Врачи и мудрецы древности применяли музыку в своей лечебной практике. Пифагор, Платон и Аристотель придавали музыке большое целебное, гигиеническое и воспитательное значение. Платон считал музыку средством выработки человеческого характера. Авиценна уже тысячу лет назад лечил музыкой нервно – и психических больных.
Французский психиатр Эскироль (нач.19 в.) вводил музыку в качестве лечебного средства в психиатрические учреждения.
После первой мировой войны в ряде стран (США, Германии, и Франции) лечение музыкой различных нервных и психических заболеваний получило довольно широкое распространение.
В.М. Бехтерев опубликовал в 1910-1916гг. ряд работ о лечебном, воспитательном и гигиеническом значении музыки. «Коль скоро, – пишет В.М. Бехтерев,- мы знаем, что музыка является властительницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от нее, что она по решению врача может и должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить излишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях подействовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и придать членам физическую бодрость». Незадолго до Первой мировой войны Бехтерев организовал комитет по изучению лечебного влияния музыки, в который вошел ряд видных врачей и представителей музыкального мира.
В 20-х годах во 2-й психбольнице г. Ленинграда устраивались концерты для душевнобольных в плане культтерапии. Л.С. Павловская на основании этого опыта выявила хорошее влияние музыки на условия и быт больных: музыка благотворно влияет на настроение больных, направляет их ассоциации; музыка по своему значению приравнивается
|