|
Зачастую можно слышать о том, что наша медицина никуда не годится, а вот западная, и в первую очередь американская, выше всяких похвал. Однако это не более чем миф. Знаменитый американский кардиолог лауреат Нобелевской премии за 1985 год Бернард Лаун назвал американскую медицину фирменным сумасшествием — 70% хирургических операций на сердце в США вызваны лишь коммерческими соображениями! 1 трлн. долларов, или 14% ВНП, тратит Америка на медицину, а прибыль международных страховых компаний — посредников между больным и государством — составляет 47 млрд. долларов в год. Сюда же необходимо добавить и ис-кусствено созданные на волне моды доходы индустрии бодибилдинга и аэробики, доходы фармацевтических и пищевых компаний, усиленно эксплуатирующих отдельные научные исследования о здоровье. Конечно же, подобная коммерциализация медицины отрицательно влияет на качество предоставляемых услуг. А недавние американские исследования показали следующее: 70% врачей, обслуживающих систему Medicare, провалили экзамен по лекарственной терапии (см. также статью Врачебный осмотр) у лиц пожилого возраста — при назначении трех и более лекарственных средств; 88% назначений содержали одну или более ошибок разной степени тяжести; 22% содержали ошибки, потенциально опасные для жизни пациента. Авторы исследования утверждают: Очевидно, что большинство докторов, вместо того чтобы задать себе вопрос: Какова причина жалоб пациента? или Как я могу ему помочь?, задают себе вопрос: Какой препарат мне следует выписать? или Сколько я могу на этом заработать?. Подобный подход поддерживается плотиной рекламных материалов, посвященных исключительно лекарственной терапии, в которых ни слова не говорится о таких методиках лечения, как изменение образа жизни, питания и др. Согласно результатам американских общенациональных исследований, посвященных амбулаторному лечению детей и взрослых, дорогие и опасные в употреблении антибиотики (см. статью Антибиотики) постоянно назначаются в массовом порядке для терапии заболеваний, вызываемых совершенно нечувствительными к антибиотикам вирусами. 44% детей и 51 % взрослых назначались антибиотики для лечения простудных заболеваний, несмотря на отсутствие данных об эффективности такого лечения.
Автор книги Худшие лекарства, лучшие лекарства, посвященной состоянию здравоохранения в США, Сидней Вольф отмечает: Основная тяжесть вины за ошибочное и избыточное назначение лекарственных средств ложится на фармацевтические компании, которые только в США продают лекарственных препаратов на сумму восемьдесят миллиардов долларов в год.
Они регистрируют большое количество препаратов, которые не имеют никаких существенных преимуществ перед ранее существовавшими лекарственными средствами и применение которых часто сопровождается опасными побочными эффектами. Затрачивая более 12 миллиардов долларов в год на рекламу лекарственных препаратов, фармацевтическая индустрия в погоне за прибылью извратила нормальный процесс регистрации и применения лекарственных препаратов. По результатам двух исследований, в ходе которых изучалось, насколько реклама лекарственных препаратов соответствует действительности, значительная часть информации, содержащейся в рекламе для врачей, вводит их в заблуждение или является ложной, что представляет собой нарушение нормативных актов FDA и закона о рекламе. Наиболее агрессивная рекламная политика проводится в отношении не врачей, а пациентов. Было подсчитано, что за период с 1991 по 1998 год затраты на рекламу лекарственных препаратов, направленную на конечного потребителя, возросли с шестидесяти миллионов до полутора миллиардов в год, то есть в двадцать пять раз за семь лет. Недавнее исследование, проведенное журналом Союза потребителей Consumer Reports, показало, что из 28 рекламных объявлений лекарственных препаратов только половина содержала важную информацию о побочных эффектах в основной части текста, только 40% содержали правдивую информацию об эффективности и объективно отображали преимущества и недостатки препарата в основной части текста; 39% объявлений были найдены скорее опасными, чем полезными... Реклама безусловно является движущим фактором, который приводит пациентов в кабинет врача, и во многих случаях заставляющим пациента просить врача назначить ему конкретное средство.
Сидней Вольф отмечает, что все было бы не так печально, если бы не низкий уровень образования врачей в вопросах назначения лекарственных препаратов: Проблемы, связанные с ошибочным и избыточным назначением лекарственных препаратов, значительно усугубляются агрессивной рекламной политикой фармацевтических компаний. Хорошие врачи, каких немало, не тратят свое время на разговоры с представителями фармацевтического бизнеса, выбрасывают в мусорную корзину рекламные брошюры и игнорируют рекламу лекарственных препаратов в медицинских журналах. Но существуют и другие врачи. В обмен на бесплатную еду, напитки и книги по медицине они позволяют себя образовывать на симпозиумах, на которых превозносятся до небес достоинства определенных препаратов. К сожалению, многие из этих врачей чересчур самонадеянны для того, чтобы осознавать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Большинство докторов после посещения подобных мероприятий увеличивают частоту назначения продвигаемых на них препаратов.
Но не стоит думать, что так плохо обстоят дела только в Америке, а в Европе гораздо лучше. Вот еще некоторые статистические данные.
Проведенная во
|