Ска (ska) — национальная форма ямайской музыки, появившаяся на рубеже 50-60-х годов (краткая справка: живописный остров Ямайка расположен в северной части Карибского моря, в 144 км к югу от Кубы. Столица — Кингстон). Музыка ска родилась в результате экспериментов ямайских джазовых музыкантов, решивших играть нечто вроде американских ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, которые они слышали по радио. В ска слились воедино афро-кубинские ритмы, экзотический «карибский» саунд, ритм-энд-блюзовая манера интонирования и рок-н-ролльные гармонии, перекрестились хлесткий юмор, социальная проблематика и беззаботный танцевальных дух.
Само слово «ска» означает несколько отрывистый, звонкий саунд, производимый гитарами. Отличительной чертой ска-составов является мощная медная духовая секция, обилие экзотической перкуссии. Очень своеобразна ритмическая основа ска: это четырехдольный ритм с подчеркиванием слабых долей (ударами малого барабана, «акцентами» гитар и т.д.), т.е. в отличие от рок-н-рола, акцент переносится с сильной доли (первая и третья) - на слабую (вторая и четвёртая). Фигуры аккомпанемента выстраиваются по принципу «бас-аккорд», что можно описать фонемосочетанием «унца-унца». Бас зачастую играет ровными длительностями по звукам трезвучия. Темп, как правило, — средний, манера исполнения, — утрированно свинговая, но вместе с тем весьма «заводная». Ямайские вокалисты зачастую коверкают английские слова, что тоже придает ска-стилю особый аромат. Мелодика нередко несет отпечаток афро-кубинской музыки. Из инструментов в ска обычно присутствуют мощные духовые, шагающий бас.
Первыми известными исполнителями ска стали Принс Бастер, Десмонд Деккер, Лорел Эйткен и Dance Hall Crashers. Однако истинным прародителем музыки ска считается ямайская группа The Skatalites, состоявшая из джазовых музыкантов мирового класса. И хотя коллектив просуществовал чуть больше года (1964-65), его влияние на мировую музыку огромно. Музыка ска звучала в танцзалах, в клубах, на вечеринках; на Ямайке даже появилась своя студия, записывавшая ска-музыкантов — «Studio One». В 1964-м у ска, начинавшем все больше социализироваться, появилось законнорожденное дитя — рокстэди, которое, в свою очередь, породило регги. В середине 60-х музыка ска начала проникать в Европу вместе с ямайскими иммигрантами, ехавшими трудоустраиваться в Англию. В Британии тоже начали появляться лэйблы, ориентированные на ска и регги: «Blue Beat», «Melodisc», и конечно, знаменитая фирма «Island Records» (остров, увековеченный в ее названии — это и есть Ямайка).
Появился сегмент белых молодых людей, которые активно слушали эту музыку, и которые называли себя модами (mods). Характерными чертами их имиджа были мотороллеры, узкобортные шляпы и длинные шарфы. Правда, на Ямайке основные потребители музыки ска значительно отличались от своих заокеанских собратьев.
История поп-музыки знала несколько волн возрождения интереса к музыке ска и регги. Первая проявилась в {панк-роке} 70-х (The Clash). Вторая, гораздо более интенсивная, — в британской «{новой волне}» конца 70-х — начала 80-х. И, наконец, особенно сильным был интерес к ска со стороны американских нео-панков ({ска-панк}). Хотя и традиционная музыка ска до сих пор не теряет своей привлекательности.
Ключевые артисты и альбомы: The Skatalites "Ska Authentic" (1967) Prince Buster "Ten Commandments" (1967) Various Artists "Ska Club" (1967) Desmond Dekker "This Is" (1969) rock-steady
В 60-е годы города Ямайки наводнились безработной молодёжью, которая жила в тесной связи с преступным миром, занимаясь, главным образом, грабежами и торговлей марихуаны. Сформировался определённый тип таких людей, с особым поведением и внешним видом. Rude boys (грубияны) - возможно эти бритоголовые агрессивно настроенные ребята стали прообразом британских скинхедов. Это во многом повлияло на музыку и лирику того времени. Звучание стало напряжённее и даже агрессивнее. Партии баса стали жёстче, а роль духовых - менее значительна. Темп замедлился. Это был РОКСТЭДИ.
Но к концу 60-х годов интерес публики к рокстэди стал сходить на нет и в поиске нового саунда три объединившихся ямайских продюсера, открыли новую музыкальную форму, которая получила название РЭГГИ. Они уплотнили бас, добавили синтезатор и записали по- другому гитару, которая стала резче, издавая звук похожий на "reggae". Первой рэгги-записью считается сингл The Maytals "Do the REGGAE", после которого, в общем-то, и начался бум интереса к новому стилю. Он был ещё агрессивнее рокстэди, сложнее ска и был "удобнее" для танцев, особенно в жаркую ямайскую погоду. ВТОРАЯ ВОЛНА СКА
После того, как в середине 60-х ска просочилось в Европу и вызвало там определенный интерес, о нем на некоторое время забыли. THE CLASH во второй половине 70-х стали одними из тех, кто соединил элементы рока и регги, а вот к ска первыми вернулись британцы THE COVENTRY AUTOMATICS. Позже эта группа стала называться просто THE AUTOMATICS, затем THE SPECIALS AKA THE AUTOMATICS, и, наконец, THE SPECIALS. Этой команде, удачно синтезировавшей танцевальность и оптимизм ска (плюс, конечно, типичный
|