Эту статью (главу) можно читать после "Странный дуэт".
Загадка тайной кнопки.
Что такое человек? Как понять природные закономерности его развития? Можно ли постичь человека как не только телесное, но и как душевное и духовное существо? Наконец, совершенен человек или несовершенен? Казалось бы, такой вопрос или даже намёк на него неуместен. Ведь в процессе Творения человека действовали все Божественные Иерархии, весь Космос, и ответ на вопрос должен быть только положительным. Но если человек совершенен, то почему тогда склонен к множеству пороков и не может им противостоять? Почему он столько болеет, причём с самого раннего детства? Почему он такой неприспособленный, в отличие от животного, инстинкты которого дают ему возможность избегать опасностей и выживать в самых тяжёлых условиях? А если человек несовершенен, означает ли это, что Боги допустили просчёт или причины несовершенства в нас самих, в том, что мы чего-то не знаем или не поняли? А может быть всё значительно проще, и дело в том, что мы до сих пор не нашли "тайной кнопки", на которую нужно лишь нажать? К кому можно адресовать все эти вопросы, какой специалист сможет на них ответить, объяснить всё и осветить истинное существо человека? Объяснять пытались многие и по-разному. С точки зрения механики, к примеру, претензий к «предмету Творения» не предъявлял никто. Любой инженер сказал бы, что человеческий скелет безупречен, что каждая косточка, каждый сустав и любое сочленение сконструированы предельно точно и надёжно. По поводу функционирования всей «системы», всей человеческой телесности могли бы выразить восторг врачи, особенно относительно того, что эта телесность сохраняет живучесть, несмотря на все их попытки, что-нибудь с ней сделать, каким-либо образом заглянуть в неё и покопаться в ней всласть. Проникнуть во внутрь и всё объяснить хотели и физиологи, и биологи. Проникли. Какое же последовало объяснение? Не глубже того, какое получил Павлов, калеча и мучая сотни несчастных собак. Далее рефлексов дело не шло. Нечто невидимое ускользало от исследователей, оставляя в их руках лишённую жизни оболочку. В результате такого подхода все лавры и самый громкий успех в «объяснении» человеческого феномена выпал… анатомам. Ведь им удалось не просто заглянуть во внутрь и потрогать, что хочется, но и расчленить, пересчитать все детали и сделать срезы на любой из них. Удивительным является то, что манипуляции с трупами обеспечили не только успех, но и дали право патологоанатомам записывать в биографию человека последнюю строку. Это при всём том, что о живом у всех этих дипломированных специалистов самые смутные представления. Равнозначный подход к человеку живому и к трупу удовлетворял лишь материалистов. Прочие же исследователи искали других путей, и вскоре последовало озарение – ДУША! Вот где нужно искать объяснения. Но как к ней подступиться и, вообще, где она находится? Этого многочисленные искатели, называемые теперь психологами, никак не могли определить. Прорыв в этом направлении совершил З. Фрейд. Он тихонько подкрался к «душе» и объявил всем, что никакой души-то, собственно, и нет, а есть либидо, да и то не у всех, и проблемы, болезни и несовершенства человека происходят, следовательно, от того, есть ли у него это пресловутое либидо, в избытке ли оно или его нет совсем. «Душевные» теории наслаивались одна на другую, плодя новые научные имена и «специалистов». Монопольное «право» на душу, принадлежащее Церкви, стало переадресовываться генеральному специалисту, своего рода патологоанатому психологии – психоаналитику. Теперь к нему бегут «поплакать в жилетку» и проконсультироваться по любому поводу. Иметь своего психоаналитика стало престижно. Без его одобрения американцы, к примеру, стали неспособны совершать каких бы то ни было действий – ни дышать, ни рожать. Вся человеческая жизнь оказалась в блокадном кольце специалистов. Психоаналитик разрешает жизненный путь человека, патологоанатом – завершает его. Человеческая мудрость и самая элементарная порядочность оказались вытесненными из обращения и подменёнными рациональными мотивами в исполнении этих самых специалистов. Своя голова уже как бы и не нужна, разве что для технических целей: есть, пить да болтать по телефону. Ясно, что при таком подходе к человеку прояснить что-либо трудно. Быть может,
|