Накануне дня рождения «знакового» английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина, в США были организованы необычные проповеди — особые собрания христианских активистов, выступающих за «реабилитацию» эволюции.
Автор теории естественного отбора, буквально перевернувшей представление человечества о себе самом, родился 12 февраля 1809 года. В нынешнем году празднества по поводу этой совершенно некруглой даты получили особое распространение среди атеистов всего мира, однако, как выясняется, и люди верующие не остаются в стороне. Теория Дарвина противопоставляется креационизму, то есть учению, утверждающему, что библейский рассказ о сотворении мира верен едва ли не в буквальном смысле этого слова. В настоящее время креационизм активно продвигается под маской «разумного плана» (intelligent design — ID), и в этом своем новом облике он даже навязывается преподавателям в школах (подобные тенденции коснулись и нашей страны). По уверениям сторонников ID, мир устроен настолько сложным образом, что в его создании обязательно должен был участвовать некий неназываемый «разумный проектировщик».
Однако по мере роста числа сторонников «разумного плана» растет и число тех верующих, что считают свои убеждения вполне совместимыми с принятием теории эволюции. Количество участников движения Evolution Sunday («Воскресная эволюция») в этом году возросло на 13 процентов (от 467 до 530 конгрегаций, которые сочли нужным таким образом почтить память Чарльза Дарвина). В прошлом году в рамках мероприятий Evolution Sunday выступил сам Папа Римский, который высказался в поддержку науки.
Организаторы программы видят во всех этих сдвигах добрый знак, показывающий, что христианское вероучение все-таки способно адекватно реагировать на вызовы современности. Многим памятно и высказывание куратора Ватиканской коллекции метеоритов и сотрудника Ватиканской обсерватории в штате Аризона (Vatican Observatory, США) Гая Консольманьо (Guy J. Consolmagno), назвавшего креационизм «формой язычества». По его мнению, языческая природа креационизма проявляется в том, что Богу приписывают черты «природных божков», которые когда-то рассматривались в качестве первопричин природных явлений.
Основателем движения Evolution Sunday считается Майкл Зиммерман (Michael Zimmerman) — декан Колледжа свободных искусств и наук Университета Батлера в Индианаполисе (College of Liberal Arts and Sciences at Butler University in Indianapolis), он считает общей целью всех здравомыслящих людей показать «тем, кто взял на себя смелость от имени христианства утверждать, что люди обязательно должны выбирать между религией и современной наукой», что вера и наука могут мирно уживаться в душе каждого конкретного человека. Зиммерман и его сторонники полагают, что библейский рассказ о создании мира является лишь аллегорией. «Креационисты боятся, что если вы поверите в эволюцию, то станете законченным атеистом», — говорит он. Однако, с точки зрения Зиммермана, попытки «подтвердить существование Бога» через «разумный план» демонстрируют лишь нехватку веры. «Если у вас в душе достаточно веры, вам не нужна наука для доказательства существования Бога — ведь наука в любом случае не может этого никак доказать». Эти слова Майкла Зиммермана приводит журнал New Scientist.
Всемирное распространение получило так называемое Clergy Letter Project — послание 2004 года в поддержку эволюции (заключившее, что христианство и теория эволюции не имеют разногласий), его подписали 10,5 тысячи представителей христианских религиозных организаций США, Австралии, Великобритании, Канады, Нигерии и др.
«Теория эволюции — одна из самых авторитетных во всей биологической науке. Это просто лучшее объяснение того, как жизнь развивалась, и она уже была многократно проверена», — уверяет Сандра Майкл (Sandra Michael), выступавшая на проповеди в Епископальной церкви Троицы в Бингемтоне (Trinity Memorial Episcopal Church in Binghamton), штат Нью-Йорк, в качестве приглашенного оратора.
«Вопрос, на который отвечает священное писание, — это "почему?". Почему Бог создал мир и человека в нем? Как побороть грех, живя в этом мире? Какова роль и предназначение человека? Теория эволюции отвечает на другой вопрос: "как?". Как развивались поколение за поколением живых существ, и как они становятся тем, кем становятся», — поясняет преподобная Норин Саринер (Noreen Suriner) из Епископальной церкви Троицы.
Почему же люди верующие и даже священнослужители отказываются от учения, которое целиком и полностью вдохновлено Библией, в пользу научной теории, приносящей делу веры столь очевидный «вред»? Можно, конечно, списать все это на хваленую американскую практичность. Действительно, в своих повседневных делах, в производстве и бизнесе люди привыкли больше полагаться на науку и технологии — именно они позволяют достичь определенных и предсказуемых результатов. В этом смысле креационизм просто неконструктивен: он лишь констатирует бессилие человеческого разума перед тайнами природы, но не дает надежды овладеть всеми этими могучими силами. Любое — даже несовершенное — знание, позволяющее достичь каких-либо практически ценных результатов неизбежно заменит собой самое красноречивое доказательство невозможности оное знание получить.
Однако, думается, не одними лишь «шкурными»
|