Санскритское имя Дурга означает "Непобедимая". Слог "ДУ" напоминает о четырех асурах (демонах). Это бедность (даридра), страдание (духкха), голод (дурбхикша) и дурные привычки (дурвьясана). Звук "Р" в этом слове означает болезни (рогагхна), а слог "ГА" - грехи (папагхна), несправедливость, богохульство, жестокость и прочие дурные наклонности. Таким образом, Богиня Дурга уничтожает все виды зла, символизируемые звуками ДУ, Р и ГА.
Поклонение Дурге было распространено с древнейших времен. Господь Рама обращался к Матери Дурге с молитвой, чтобы добиться победы в сражении с царем демонов Раваной.
Вайшнавы поклоняются Дурге как йога-майе Вишну, а шайвы почитают ее как супругу Шивы. Вайшнавы и шакты называют Ее также Умой или Парвати. Шакты верят в то, что Она является маха-майей, коренной причиной мира имен и форм. В "Дурга-саптшати", священном тексте приверженцев Дурги, приводятся Ее 108 имен; это означает, что Она являет собой все облики Божественной Матери, то есть Саму Божественную Мать.
В "Маркандейя-пуране" рассказывается история о проявлении Дурги. Однажды изо рта разъяренных Вишну, Шивы и Брахмы изошел огромный светящийся шар. В тот же миг такие же шары возникли из уст других разъяренных богов и полубогов. В результате все испущенные богами и полубогами свечения слились в одно: сияние распространилось во всех направлениях, а боги и полубоги узрели ослепительный и лучистый пламенный шар непреодолимой силы и энергии. Огонь медленно превратился в Богиню. Ее лицо было соткано из света, изошедшего из уст бога Шивы. Свет Рамы наделил Ее длинными темными волосами, а лучезарность Вишну - двумя руками. Лунный свет дал Ей две груди, а свечение Индры - среднюю часть туловища. Бедра были рождены сиянием Варуны (бога воды), а ягодицы - теджасом (огнем) Притхиви (Земли). Свет Брахмы стал Ее ступнями, а кончики пальцев ног возникли из лучей Солнца. Свет Басу (хранителей восьми сторон света) превратился в пальцы Ее рук, а сияние Куберы - в Ее нос. Три глаза Богини возникли из блеска трехглавого Агни (бога огня). Уши были рождены светом Марута (бога воздуха), а остальные части тела появились из сияний Вишвакармана и других полубогов.
Все боги даровали Дурге могущественное оружие. Шива сотворил из собственного трезубца еще один и подарил его этой Богине. Вишну создал диск из своей чакры (здесь: метательного диска). Варуна дал Ей копию своей раковины, Паван (Марут) - лук и стрелы, а Индра сделал из своей ваджры (громовой стрелы) еще одну стрелу. Яма, бог смерти, даровал Ей данду (жезл), а Брахма - камандалу (сосуд для воды). Солнце наполнило своим свечением все поры тела Богини, а Кала (бог времени) одарил Ее мечом и щитом. Вишвакарман преподнес Ей боевой топор и непробиваемые доспехи. Так Дурга получила самые разные средства нападения и защиты.
Эта история из "Маркандейя-пураны" показывает, что Дурга представляет Собой обобщенный символ всех божественных сил. Она возникла из сияния всех богов и потому несет в Себе сущность каждого из них. Эта обобщенная Сила проявляет Себя только в тех случаях, когда злые силы угрожают самому существованию сил божественных. По этой причине Дурга олицетворяет Собой объединенные усилия Божественных Сил, прилагаемые к привнесению и восстановлению вселенской гармонии. Эта Богиня появилась на свет для того, чтобы утвердить закон Дхармы (добродетели).
В "Сканда-пуране" Дурга отождествляется с Изначальной Пракрити и Шакти. В "Бхава-упанишаде" Она восхваляется как Брахмарупини (Подобная Брахме). В "Курма-пуране" Она отождествляется с Ниргуна-Брахманом (Богом-Абсолютом).
Она возникла в самом начале времен, еще до того, как началось сотворение. Рассказывают, что Вишну спал, и во время этого йогического сна из его пупка появился Брахма-Творец. Брахма не осознавал цели своего рождения и потому принялся медитировать на спящем Вишну. В это время из грязи в ушах бога Вишну были порождены два могущественных асура, Мадху и Кайтабха; они бросились к Брахме, чтобы убить его. Брахма был недостаточно силен, чтобы уничтожить демонов и обратился с молитвой к Шакти-Махамайе, силе Высшего Сознания (Брахмана). По призыву Брахмы перед ним воплотилась Божественная Мать; Она разбудила Вишну и показала ему нечестивые намерения Мадху и Кайтабхи. Вишну сражался с этими асурами в течение пяти тысяч божественных лет, однако тоже не смог их уничтожить. Тогда Божественная Мать околдовала их и заставила произнести такие слова: "Вишну, мы достаточно долго бились с тобой. Проси чего хочешь". Скованным собственным словом асурам пришлось исполнить желание Вишну - тем временем сам бог Вишну выхватил свой метательный диск и отсек им головы.
В "Дурга-саптшати" рассказывается другая история. Давным-давно на свете жил царь Суратха - в полной беспомощности он обитал в лесу, ибо враги отняли у него царство. Оставаясь в лесу, он стал
|