Педагогическая антропология (комплексное учение о человеке как о воспитателе и воспитуемом одновременно) пережила три рождения, связанные с тремя выдающимися личностями. Ее исходные принципы провозгласил еще в позапрошлом веке Константин Дмитриевич Ушинский. В прошлом столетии Антуан Сент-Экзюпери дал ей поэтический девиз: «Я весь из моего детства». И уже на переходе к XXI веку и III тысячелетию Борис Бим-Бад, академик Российской Академии Образования, превратил ее в реальную науку.
В преддверии 1 сентября нам удалось встретиться с Борисом Михайловичем и провести незабываемую беседу на тему образования.
– «Вычитать и умножать, малышей не обижать, учат в школе, учат в школе, учат в школе…» – поется в известной детской песенке. Это действительно так – школа дает ученикам обширную информационную базу. Но в итоге получается, что дети выходят из школьных стен без малейшего представления о смысле жизни, своем предназначении. Это ли не трагедия? Зачем же тогда все эти знания, если нет самого главного?
– Школа не призвана учить смыслу жизни, и было бы ужасно, если бы это делала, не давая возможность человеку самоопределиться и найти смысл жизни собственными усилиями. Школа – это основы наук, дисциплины, модель взрослой жизни, когда от тебя требуют исполнения твоих обязательств. Она нужна для того, чтобы ребята не только дрались, но и учились общаться. Это хорошая тренировка способностей, раскрытие их всевозможными трудностями.
Но, в основном, школа нужна не тем, кто в нее ходит, а тем, кто управляет в данной стране. С помощью школы господствующим правящим группам нужно, во-первых, «недоразвить» человеческие способности, глушить их зубрежкой, чтобы дети учились еще и подчиняться идейно, а во-вторых – нужным образом подготовить детское сознание к войнам. Как это ни странно, но все школы мира натравливают учеников на другие народы и воспитывают ненависть к другим. В этом смысле особенно сильно влияние гуманитарных предметов.
– Почему Вы так считаете?
– Это общеизвестно. Независимые интеллектуалы раз в двадцать лет собираются в Европе и делают взаимную ревизию всех учебников истории, выпущенных за это время. Как раз на таких съездах было обнаружено, что одно и то же историческое событие во всех учебниках освещается националистически. Например, в Норвегии битву со шведами выиграли норвежцы, а в Швеции – наоборот. Что говорить о нас, о России…
– Значит, школа – это зло, и если мы хотим вырастить миролюбивого ребенка, то ему туда ходить просто опасно?
– Но попробуйте не ходить в школу – вы же не устроитесь в жизни! Главная задача родителей здесь – нейтрализовать вред школы, и усилить ее пользу. Там есть и то, и другое.
– Как это сделать?
– Очень просто. Каждый вечер нужно спрашивать у ребятенка, что было в школе. И, слушая ответ сына или дочери, ответственный и вдумчивый родитель что-то одобрит, что-то попробует нейтрализовать. Например, скажет: «Подумай, ведь есть же другие факты… Давай сопоставим». Это, кстати, еще очень помогает не терять общий язык с ребенком по мере его взросления, да и самому ребенку – качественно подготовить домашнее задание. На самом деле только родители могут помочь ребенку справиться со школьными трудностями. Короче – влияние школы на своего ребенка родители не должны оставлять без внимания. Это очень серьезно. В школе есть полезное – это бег, спорт, спецкурсы...
– …общение, которое дает возможность понять, из каких страстей состоит мир... – Да. Ребенок начинает понимать, что те же страсти, которые живут в нем, от которых он не может избавиться, есть и в другом человеке. А иначе невозможно жить и взаимодействовать.
– То есть он начинает видеть, что человек, который находится рядом, является отражением его же самого?
– Очень точно. Все люди в глубине, в корне, в сердцевине, состоят из одних и тех же страстей, из одного и того же. Все остальное – модификации. На каком-то уровне мы все едины. Ведь отсюда и идут все заповеди…
Кстати, о корнях. Чем глубже я погружаюсь в изучение истории, тем больше убеждаюсь в том, что нового человечества не может быть по природе вещей. Очень долгое время мы лелеяли мысль о создании нового человека, его воспитании. И все эти опыты привели к ужасным последствиям.
На самом деле люди всех времен и народов, в общем-то, одни и те же. Новое человечество должно как-то включать в себя старое. Потому что в нем были и прекрасные и ужасные люди, и правильные и неправильные… Все было. Человек же не кошка и не собака, чтобы выводить новую породу?
– А если подразумевать под новым человечеством не какую-то новую породу людей, а то же самое старое человечество, только правильно использующее свою природу?
|