Михаэль Лайтман в программе Александра Гордона: «Если человек задает вопрос о смысле своей жизни, каббала для него открыта».
Александр Гордон: Доброй ночи. Наверное, я не буду рассказывать, что в сознании обывателей, по крайней мере, в нашей стране, из всех мировых религий самой мистицифицированной на сегодняшний день является иудаизм, а самым демонизированным течением в иудаизме является каббала. И, конечно, ни этой программы, ни десяти других не хватит для того, чтобы отогнать «демонов» от этого учения. Да мы и цели такой себе не ставим.
Мы поговорим о том, как каббалистами толкуются отношения между Творцом и творением, возможен ли не просто диалог, а сотворчество между ними.
Может быть, прежде, чем мы приступим к объявленной теме, Вы хотя бы в нескольких словах расскажете о каббале?
Михаэль Лайтман: В первую очередь, каббала – это наука, а не религия. И, будучи таковой, она к религии никакого отношения не имеет. Можно заниматься чем угодно, и кроме этого, заниматься еще и каббалой. Проблема только в том, что заниматься каббалой непросто. Она называется тайной наукой: чтобы начать ее постигать, необходимо пройти определенный подготовительный курс, освоить методику.
В течение этого времени вы развиваете в себе дополнительные возможности для ощущения. Есть много методик, в том числе и восточных, которые развивают в человеке дополнительные возможности ощущения того, что существует вокруг нас. Каббала также предлагает человеку в соответствии с особой методикой развить способность ощущения скрытой от нас части мироздания.
Когда человек овладевает этой методикой, он начинает ощущать так называемый Высший, то есть более внешний, мир. Ощущая его, обнаруживает, что испытываемое им ощущение воздействует на него так, что он сам внутри преобразуется. И это меняет человека, делая его под стать этому Высшему миру. А до тех пор, пока человек не овладеет этой методикой, все, о чем говорит каббала, ему непонятно. Поэтому каббала и называется тайной наукой.
Еще раз подчеркиваю: наукой, потому что в ней присутствует весь научный аппарат. Как в нашем мире естественные науки помогают нам понять этот мир – тот объем, в котором мы существуем с нашими органами чувств – так и каббала как бы раздвигает дальше объем нашего исследования. И все науки: физика, химия и прочие естественные науки продолжаются в ней дальше. Только теперь все они в совокупности той скрытой формы мироздания, которую мы наблюдали до этого, называются уже одним именем – каббала.
Александр Гордон: Позволю себе провести аналогию, поскольку в этой студии часто бывают как физики, так и химики. И мне, как человеку, не имеющему специального образования, ни физического, ни химического приходится либо верить им «на слово», либо не верить, поскольку проследить метод познания я не могу. Я могу только доверять им и соотносить это со своими, наверное, ощущениями, как вы правильно сказали.
Я предлагаю аудитории сегодня сделать вид, что эта программа ничем не отличается от остальных, потому что здесь мы тоже не прошли курса, не знаем методики, и у нас нет этого ощущения. Поэтому давайте мы выслушаем ваши выводы по вопросу, который интересует нас, а сами будем принимать их на веру точно так же, как принимаем на веру сообщения физиков или химиков в этой студии.
Михаэль Лайтман: Я бы сказал, что отличие каббалы от остальных наук заключается в том, что, как повествует она сама, овладеть ею придется всем, без исключения.
Мы не должны быть физиками или химиками для того, чтобы пользоваться результатами этих наук, хотя и пользуемся ими. А вот для того, чтобы достичь правильного, безопасного и совершенного существования, как повествует каббала, мы обязаны овладеть этой наукой. Ведь тот объем мироздания, который она раскрывает нам – это та часть действительности, в которой зарождаются все события, нисходящие затем в наш мир в виде приказов, то есть определенных сил, материализующихся и предстающих перед нами как окружающий нас мир. Поэтому, не поняв общей картины мироздания, мы так и будем все время отрезаны от его причинно-следственной цепочки.
Мы так и не узнаем, почему вдруг оказываемся в тех или иных событиях, условиях или действиях, почему мы что-то делаем, почему вдруг вместо ожидаемых хороших следствий мы получаем, как правило, плохие. Иначе говоря, не понимая второй части мироздания, скрытой, мы так и будем продолжать страдать и блуждать.
Каббала утверждает, что человечество все время прогрессирует, и развивается в людях, в основном, эгоизм. От стремления к животным наслаждениям (пища, секс, кров, семья), в последующих поколениях переходят к желаниям богатства, знатности, власти и
|