|
Эта статья самостоятельная и не связана с "Восток-Запад..."
Статья о проблемах раннего, интеллектуального развития, и о причинах преждевременного старения детей.
Как украсть будущее Л. Ганелин
Что нужно сделать для того, чтобы государственная политика, направленная на оздоровление нации, была бы реально воплощена? Думаю, любой зрелый человек сказал бы, что это станет возможным, если, начиная с детского сада, воспитание и развитие детей будет осуществляться знающими, высоконравственными людьми, и что таких людей и садов будет достаточно. Словно подтверждая это, по каналу ТВЦ сообщили, что в Москве каждый год строят по 100 детских садов, и ещё добавили, что каждый садик оснащён компьютерами. И действительно, показали небольшой зал с множеством расставленных на столах мониторов… Что тут сказать? Нам свойственно решать проблемы эмоционально. Мы сначала делаем, а уж потом думаем. Это наша национальная черта. Она проявилась и здесь. Если дали приказ оздоровить нацию, то чиновники в лепёшку разобьются …. Но вот вопрос: как решить эту проблему? Привлекли специалистов. А специалист, напомню, это тот, кто не видит целого, а видит только её часть. И специалисты решили, что ставку нужно ставить на интеллект, развивать который необходимо с раннего младенчества. Этому не будут препятствовать и родители, ведь каждый из них наверняка захочет увидеть своё чадо эдаким гением, решающим уравнения, сидя на горшочке. Сразу пошли в ход амбициозные программы раннего развития и ускоренного обучения детей типа «читать раньше, чем ходить», и, конечно же – компьютер. Между тем в США, Англии и других европейских странах уже имелся подобный опыт раннего развития, и он привёл эти страны к выводу о недопустимости подобных экспериментов как негативно сказывающихся и на здоровье, и на развитии детей. Было отмечено и вредное последствие компьютеро-телевизионных воздействий (Райнер Пацлаф, Вольфганг Гёбель, Михаэла Глёклер, Бодэнис, Robert Kubey, Csikszentmihalyi). Но нам чужой опыт – «не указ». Мы должны сами вставить два пальца в розетку.… Впрочем, если воспользоваться не эмоциями, а собственной головой и собственным мышлением, можно обойтись и без розетки. И тогда мы обязательно придём к выводу, что раннее, ускоренное развитие вредно, и что компьютер и телевизор для детей до 12-14 лет, – сильнейший яд, парализующий волю, приводящий ребёнка к неспособности реализации своего творческого потенциала и лишающий его здоровья и сил. На чём будет основан такой вывод? Развитие ребёнка происходит строго в соответствии с космическим ритмом, который проявляет себя уже в утробе матери. Ведь никто не может изменить девятимесячный срок развития плода, не может ни замедлить его, ни ускорить. Мы – часть природы и подчинены её законам. И в этом смысле мы должны быть перед ней сознательно «законопослушны». Посмотрим, как законодательная инициатива природы проявляет себя в ребёнке после родов. Улучшив свои «жилищные условия», то есть, родившись, ребёнок по-прежнему развивается в определённом ритме, но теперь уже исходя из новых условий, новых задач и новой среды обитания. Обратите внимание на то, что все дети примерно в одно и то же время встают, осваивают равновесие, осваивают хождение и начинают говорить. Это происходит всегда в одной и той же последовательности. У всех детей примерно в одно и то же время происходит встреча со своим «Я» и они после этого перестают говорить о себе в третьем лице: «Вовочка хочет кушать», «Вовочка пойдёт гулять» и т. д. У всех детей примерно в одно и то же время начинают прорезаться молочные зубы и в одно и то же время выпадать. «Падение» молочных и появление вторых, основных зубов говорит нам о важных изменениях в физической организации ребёнка, делающих его способным осваивать принципиально новые задачи и выдерживать принципиально новые нагрузки. Эти изменения связаны с тем, что жизненные силы ребёнка, формировавшие его внутренние органы, отныне высвобождаются и для внешней деятельности. Только теперь ребёнок готов к школе, и готов к нагрузке на память. Эта особенность была всеми давно подмечена, и потому не случайно даже у разных народов, школьное обучение начинается с семи лет. Что же делать с детьми до 7 лет? Они же должны как-то развиваться. Должны! И Природа нам подсказывает КАК. Всё развитие происходит через подражание. Посмотрите, как всё мудро устроено. Язык дети осваивают сами. Мы им показываем лишь образец: на каком заговорим при них, на таком они и продолжат. Вставать и ходить они тоже начинают сами, и не терпят никаких вмешательств и посягательств на их самостоятельность, но опять-таки, подражая нам, взрослым. Всё дурное и всё хорошее усваивается детьми через подражание. До 7 лет дети способны не только подражать внешне, но и впитывать всё через эмоции, – внутренне. Дети, в сущности, бессознательные телепаты, и при этом пластичные. Это значит, что уровень
|