А. Политковский: Случилось так, что с ноября прошлого года я не смотрю телевизор. Я перестал его смотреть, потому что понимаю, что меня начинают зомбировать. И я хотел Вам задать серьезный для себя вопрос. Я пережил какие-то критические ситуации в своей душе, и не могу избавиться от внутреннего диалога. Этот внутренний диалог для меня очень важен. Но я беседую... С кем я беседую? Я не могу понять. Я не хочу беседовать с этим человеком, которого показывают все время по телевизору. Как мне прекратить этот внутренний диалог? Или если не прекращать, то с кем беседовать?
М. Лайтман: Ну, насчет диалога и с кем беседовать - у меня та же проблема в жизни. Тяжело найти собеседников, которых интересует то, что ты говоришь, которые понимают или хотят понять тебя.
Каббала требует от человека постоянного изменения: вы должны постоянно "подниматься". Вы видите мир, вы чувствуете, что обязаны миру, обязаны подтянуть себя выше, что мир ждет от вас чего-то другого.
Согласно каббале, человек должен возвыситься до уровня Творца, он должен стать равным Творцу, - каждый, абсолютно каждый. То есть у каждого из нас есть внутри желание, которое называется "душа". Это не то, что обычно люди себе представляют, это абсолютно эгоистическая внутренняя наша структура, которую мы должны переделать. И в ней мы должны стать полностью равным Творцу, полностью подобным Ему. Поэтому человек называется "Адам", от слова "домэ" - "подобен Творцу", - по его цели, которую он должен реализовать.
А. Политковский: А если говорить в соответствии культуры человека, так сказать... Недавно я вдруг понял, что социализм в корне вытащил из нас некий культурный слой. Мы перестали быть носителями той культуры. Мне стало понятно, почему наши эмигранты первой волны говорят: "Мы - русские, а вы - советские". Мы не несем на себе, скажем, язык Пушкина, или Достоевского. Но тогда возникает другой вопрос: если мы не несем эту культуру, то что эта культура собой представляет?
М. Лайтман: Ну, мы с Вами - порождение этой социалистической культуры. Хотим мы или не хотим, она в нас живет и существует. Но это была культура искусственная. Она содержала в себе такие повороты, такие, я бы сказал, изменения, такие переломы - построенные на догадках. И это была настолько специфическая культура, что не могла быть даже передана никому другому. Никто не может ощутить ее тонкости. Она вся была построена на искусственном строе, который был создан вопреки природе человека. Но те, которые там существовали, - они в ней могли существовать. И поэтому не смогли выйти из нее и сегодня снова стремятся в нее.
Я прекрасно понимаю этих людей, которые ностальгируют и не могут оторваться от тех образов. Причем, это настолько культура такая социалистическая, которая поставила нас в какой-то вакуум, в какой-то внутренний баллон, что нам хочется в ней быть. Мы создали для себя какой-то искусственный мир, и нам в нем хорошо. Хоть мы и понимали, что он неправильный, противоестественный, но все-таки он был в чем-то каким-то сказочным, что-то в нем было такое, чего в нормальном мире не существует.
И когда мы окунулись в этот нормальный мир, мы увидели, что, в общем-то, многое и потеряли тоже. Мы хотим создать этот социализм снова с каким-то человеческим лицом: давайте его подправим и вернем обратно. Но подправить его не получается.
А каббала как раз таки и говорит о таком общественном устройстве, о таких отношениях между людьми, когда на самом деле пропадают преграды между людьми. Потому что вот таким образом устроена природа - она интегральна. И нам сегодня все науки и исследования показывают, что мы взаимосвязаны. Природа - она одна, и мы в ней - как один, и только своим эгоизмом отделяемся друг от друга.
А. Политковский: Вот Вы сравнили социалистическую культуру с некой сферой. И мне кажется, что эта комфортность есть и во всевозможных религиозных системах. Они могут быть какими угодно, но человеку в этой системе координат становится комфортно. И если мы рассуждаем про эти религиозные схемы, каким образом человек может найти там точку опоры?
М. Лайтман: Не может. Вы видите, что мы каждый раз ошибаемся. В течение всей жизни наш эгоизм является нашим мотором, он все время развивается. Животное - как стало животным через несколько недель после рождения, так всю жизнь свою и существует. А человечек развивается - до конца жизни он развивается до какого-то момента, а потом эгоизм начинает падать обессиленный - просто нет сил его дальше развивать.
И мы видим что,
|