Шабта́й Цви, также известный как Амира, или Мехмет Эфенди (ивр. שבתאי צבי, по другой транскрипции Саббатей Цеви, Саббатай Цви; 1626—1676) — каббалист, один из самых известных еврейских лжемессий; лидер массового движения XVII века, охватившего почти все еврейские общины; мессианское движение почти прекратилось, когда он неожиданно принял ислам; считается, что родился и умер в один день 9 ава — день скорби по поводу разрушения Храма.
Биография
Ранние годы Шабтай Цви родился в субботу 9 ава (26 июля) 1626 года в Измире (Смирне). Его семья переселилась в Измир из города Патрас на территории современной Греции. Семья Шабтая не относилась ни к сефардским, ни к ашкеназийским евреям, а принадлежала к небольшой группе византийских евреев, живущих в Греции со времён вавилонского изгнания (романиоты, см. Romaniotes). Отец Мордехай был торговцем птицей и обладал обширными связями по всей Европе. Два брата избрали карьеру коммерсантов. Шабтай Цви получил хорошее религиозное образование у крупнейших раввинов Измира. Учителем его был каббалист и раввин Иосиф Искафа. В 16 лет начал вести аскетический образ жизни и изучать книгу Зоар и традицию лурианской Каббалы.
Смирна В юности он собрал вокруг себя кружок молодёжи, они вместе изучали Талмуд и каббалу, занимались молитвами и медитациями, ходили купаться в море.
К 20-ти годам он успел уже дважды побывать женатым, но быстро расставался с каждой женой, так как его аскетизм превращал брак в чистую формальность.
Этот период истории был тяжёлым для еврейского народа в связи с погромами Б. Хмельницкого на Украине. Среди христиан тогда ожидали с волнением наступления апокалиптического 1666, который, по заключениям из пророчеств Даниила и Апокалипсиса Иоанна, должен был ознаменовать наступление «пятой монархии» и переход власти Христовой в руки святых: евреи должны быть возвращены из изгнания и слиться с христианами в одной вере.
У юного Шабтая эти события вызывали всплеск самоизбранности и видения себя спасителем Израиля. В 1648 он объявил об этом в кругу своих приближённых, но не встретил особой поддержки. Тогда же у него стали появлятся маниакально-депрессивные состояния, которые выражались в неординарных выходках. В результате скандала Шабтая изгнали из местной общины.
Позднее Шабтай Цви женился на беженке из Польши, принявшей имя Сара. Она узнала о мессии, якобы из видения и пришла к нему через всю Европу. Противники Шабтая Цви говорили, что она блудница. Шабтай Цви провел над Сарой церемонию очищения. Она стала его верной соратницей на долгие годы.
Встреча с Натаном из Газы Отправившись в Константинополь, Шабтай сблизился с проповедником Авраамом Яхини, который начал пророчествовать о близком пришествии Мессии.
Расстройство, которое переживал Шабтай Цви, напоминало маниакально-депрессивный психоз — у него практически в течении всей жизни чередовались состояния глубокой депрессии с возвышенно-экзальтированным состоянием. Он тяжело переживал депрессивные периоды и искал лечения. Однако во время экзальтации он оказывал очень большое воздействие на окружающих, которым частично передавалось «пророческое» видение реальности. Последователи Шабтая Цви называли периоды воодушевления «великим озарением», а депрессивные настроения «падением» или «сокрытием Божественного Лика».
Шабтай Цви ездил по еврейским общинам Османской Империи, пока не попал в Египет, где был хорошо принят местной общиной. Затем он попал в Газу, где встретил Натана из Газы, молодого раввина, прославившегося исцелением душевных недугов. Натана тоже посещали видения и после встречи с Шабтаем Цви он неожиданно уверовал в мессианское предназначение Шабтая Цви и заявил, что тот не нуждается в лечении. Натан стал идеологом саббатиан и много сделал для распроcтранения учения и влияния их движения. Натан поддержал Шабтая Цви, усомнившегося в своей избранности, убеждал его принять великую роль, уготованную судьбой. Натан разослал послания всем еврейским общинам о своём откровении и призвал всех встать под знамя новоявленного мессии.
31 мая 1665 (17 сивана 5425) в Газе Шабтай Цви публично провозгласил себя Мессией.
Подъём мессианского движения
Шабтай Цви восходит на тронВесть о появлении мессии, распространившаяся благодаря деятельности Натана, вызвала волнения в еврейских общинах по всему тогдашнему миру. Были распространены десятки тысяч воззваний с восхвалением Шабтая, где заявлялось, что Мессия готовится к возвращению в Сион.
Натан остался в Газе, а Шабтай, взяв в сопровождение двенадцать учеников, с триумфом въехал в Иерусалим, где был с восторгом встречен еврейским населением. Однако иерусалимские раввины отнеслись к Шабтаю Цви с недоверием. Помимо всего прочего они пожаловались османским властям, что Шабтай агитировал против султана и ислама, и добились изгнания его из города.
Смирна, 1665 Шабтай Цви направился в Константинополь на встречу с султаном через Цфат, Дамаск, Алеппо и Смирну. По дороге еврейские общины с восторгом встречали самозванного мессию. Особенно торжественно его встретили в Алеппо. Шабтай Цви обосновался в Смирне (Измире), где поначалу столкнулся с
|