Пять – по математике, два – по жизни По сути, все мы являемся заказчиками системы просвещения. Она обязана поставлять нам качественный «товар» – новое, готовое к жизни поколение. И тут сразу возникает вопрос: к какой жизни это поколение должно быть готово?
Невооруженным взглядом видно: нынешние дети качественно другие. Многие из них совершенно равнодушны к тому, что так привлекало родителей в их возрасте. Мы предлагаем им «замечательные» цели: солидные банковские счета, звездную славу, власть во всех ее проявлениях, сокровищницу научных знаний… Но что-то не клеится. Не все готовы посвятить этому жизнь, а некоторые откровенно пренебрегают нашим «бесценным» опытом.
Современным детям нужны практические инструменты для понимания мира, в котором они живут. Исследования показывают, что внутренне молодежь развита намного больше, чем мы думаем, и тянется к вещам намного более высоким, чем нам кажется. Однако по молодости она не в силах правильно оценить и использовать свои порывы, направить в нужное русло бурный поток своих желаний.
Помогает ли в этом школа? Вряд ли. Детей пичкают массой бесполезных знаний, а им хочется знать лишь одно – как быть счастливыми. В учеников вколачивают азы наук, а самое главное, науку жизни, как бы оставляют на потом. Естественно – ведь старшее поколение продвинулось в ней ничуть не дальше младшего.
Пятьдесят лет назад Эйнштейн сказал: «Образование – это то, что остается у человека, когда он забывает всё, чему учился в школе». Наши школы стараются сделать из ребенка дельного профессионала, умелого технократа. Они уже давно не претендуют на воспитание и считают задачу выполненной, если выпускник стал специалистом хай-тека, адвокатом, рекламщиком или, на худой конец, бухгалтером.
Воспитать человека – значит научить его быть человеком в полном смысле слова. Однако в эпоху глобальных перемен Министерство просвещения продолжает действовать старыми методами. Снова и снова мы пытаемся навязать детям то, что было хорошо для нас, не понимая, что они родились другими, в другое время и им это абсолютно не подходит.
Без сантиментов «Израильское общество звереет и скатывается в пропасть, из которой нет выхода, – так написали представители выпускных классов в публичном послании премьер-министру и министру просвещения. – Принцип «моя хата с краю» напрямую вытекает из отношения государства Израиль к вопросу образования. Люди заботятся о себе и не обращают внимания на других или на подлинно важные ценности».
Прошли времена вялотекущих перемен и «долгих зимних вечеров». Начался последний виток развития человеческих желаний, которые за последние сто лет подскочили до небес. В результате общество раздирают противоречия, а молодежь обнаруживает бескомпромиссную потребность найти смысл своей жизни. Ошибочно думать, что она к этому не готова.
Вопросы, которые раньше были уделом немногих и пробуждались в почтенном возрасте, сегодня прорывают внутренние заслоны, сотрясают мир и требуют ответа. Как правило, они затопляют подсознание, и человек даже не может понять, что с ним происходит, откуда эти приступы отчаяния, вспышки гнева и всплески гиперактивности.
В ребенке день за днем накапливаются разочарования, а потом наступает взрыв. Часто в попытке приглушить накал страстей молодежь обращается к наркотикам, да и вообще к любым сиюминутным удовольствиям, сулящим хоть какую-то передышку. Скоротечное счастье за 50 шекелей становится нужнее всех «богатств» нашего мира.
Конец семьи? Как бабочки к огню, дети слетаются в интернете к социальным сетям в поисках тепла. Им не хватает причастности, они хотят быть частью чего-то большого и надежного.
Последние опросы показывают, что в современном мире почти половина детей растет в шатких и недолговечных семьях. Понятие «любящие родители» приобретает раритетный характер, а на смену ему приходят «импровизированные структуры» – сменяющиеся супруги, которые служат ребенку временными родителями на неполной ставке. Иногда в его жизнь вторгаются «новые братья», которых он не знал, а иногда они исчезают после очередной «рокировки».
Хрупкий мир маленького человека проходит важнейшие этапы своего становления под постоянным гнетом неустойчивости и страха потерять маму или папу, а то и обоих вместе.
Нет нужды объяснять психологические последствия этих процессов. Их отпечаток остается в человеке навсегда. Добавьте к этому внутреннюю опустошенность, о которой мы уже говорили, и вы получите личность, не поддающуюся воспитанию, даже если сократить классы вдвое и выделить по десять учителей на каждый.
Чтобы справиться с этой проблемой, подход должен быть качественно иным, а перемены – фундаментальными.
Никто другой Ну а мы? Одно из двух: или мы слишком заняты другими делами, чтобы уделить время главному, или просто не понимаем, что происходит.
Разумеется, легче оставить все на самотек. Пускай учителя «бодаются» с Минпросом и Минфином, а мы дождемся завершения их мытарств и
|