Любовь, как мы только что видели, есть не что иное, как необходимое каждому человеку чувство, «орган его индивидуальности», который делает наше постижение мира, наше приобщение к нему более богатым и совершенным. Лиши человека этого «органа», и все краски мира поблекнут, исчезнут восходы и закаты, пение птиц — короче, мир для нас обеднеет Заметим: «для нас» еще не означает, что мир действи гельно потеряет краски и лишится своего очарования только потому, что мы не научились любить или же в нас не развился этот «орган нашей индивидуальности». Нет, конечно. Но наш мир, открытый нашим чувствам, мир, который раскрыл наши способности и стал частью нашей индивидуальности, безусловно, очень многое потеряет.
Любовь едва ли не самое бескорыстное из всех человеческих чувств. Любовь к Родине, любовь к матери, любовь к детям что может быть выше и благороднее этого чувства! Вместе с тем именно любовь, как никакое другое чувство, делает нас богатыми, а поступки наши возвышенными и благородными. Любовь нельзя принудительно ни навязать, ни вызвать, ни преодолен,. В любви пересекаются противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. Любить это вовсе не значит «потерять голову» или «ослепнуть», как кажется некоторым. О сущности любви хороню сказал А. де Сент-Экзюпери: «Любить это значит смотрен» не друг па друга, а смотреть вместе в одном направлении». Мы уже сказали о бескорыстии чувства любни. Но сказан» о любви только гак значит сказать об этом чувстве половину правды. Другая половина состоит в том, что влюбленный человек подчиняется объекту своей любви, оценивает свои поступки, материальные и духовные ценности в соотношении с тем, как бы на это посмотрел любимый человек. «Любить, писал Л. Н. Толстой, значит жить жизнью того, кого любишь». А Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо».
Конечно, и любовь, как и все на земле, не была человеку дана раз и навсегда в законченном виде. На протяжении истории развития человечества она постоянно видоизменялась, совершенствовалась, обогащалась новым содержанием. Здесь будет уместно процитировать слова Ф. Энгельса, который, говоря о любви как индивидуально-избирательном чувстве, рассматривал ее в то же время как продукт длительной истории: «Современная половая любовь существенно отличается от просто полового влечения, от эроса древних. Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь; в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не всегда требовалось ее согласие. Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем; они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу... Появляется новый нравственный критерий для осуждения и оправдания половой связи; спрашивают не только о том, была ли она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нет?»
Обратим внимание на заключительные слова этой цитаты: «...спрашиваю! не только о том, была ли она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нет?» Выше мы говорили, что борьба мужчин за обладание противоположным полом в истории развития человечества далеко не всегда имела целью заключение брака. С течением времени, однако, институт брака стал приобретать все большее значение, хотя наличие или отсутствие любви в браке не занимало решающего места, на первом плане были соображения материально-экономического свойства (не тогда ли стали возникать поговорки, вроде «стерпится слюбится»?). Однако уже в XIX веке, как мы только что увидели это из слов Энгельса, любовь поднялась па такую высокую ступень, что потеснила самый институт брака, который во времена Энгельса не был свободен от материально-экономической зависимости жены от мужа. Только в XX веке, с наступлением эры социализма, любовь вырвалась наконец из нут материально-экономической зависимости женщины от мужчины и стала смыслом, назначением и нравственной основой прочных брачных отношений. Татьяна Гайтан специально для Женского журнала «Постироник»
|