|
Известно, что религия является одним из главных факторов, формирующих национальную культуру, в основе которой лежат моральные принципы, определяющие границы нашего поведения. Эти границы в каждом обществе различны, и их нужно учитывать в международном общении.
Спокойный Север, эмоциональный Юг
В нашей профессиональной деятельности мы постоянно задумываемся над следующими вопросами. Правильно ли я поступаю? Может ли сомнительное средство оправдать достижение хорошей цели? Следует ли помогать бедным? Нужно ли учитывать интересы партнера при заключении сделки? Попробуем проследить взаимосвязь трех аспектов: деловая культура – ценности народа – религия. С этой целью мы используем классификацию Р. Льюиса, который выделяет три типа культур: моноактивные, полиактивные и реактивные [1].
В деловом общении моноактивных культур эмоции не проявляются, мимика и жесты сдержанны, разговоры прерываются редко и в основном служат средством обмена информацией, правда одерживает верх над дипломатией.
Основными ценностями для народов, населяющих страны с моноактивными культурами, являются: бережное отношение ко времени, проявляющееся в пунктуальности и быстром решении вопросов, строгое следование намеченному плану, ориентация на выполнение задачи, уважительное отношение к власти, индивидуализм.
К этому типу культур принадлежат страны Центральной, Северной и Восточной Европы, Северной Азии, а также США.
Население данных стран составляет 600 млн. человек, и во всех этих государствах главной религией являются разные ветви христианства, прежде всего протестантизм и православие.
Полиактивные культуры составляют самую многочисленную группу, насчитывающую около 3.5 млрд. человек. Это прежде всего Латинская Америка, Южная Европа, арабские страны и Средняя Азия. Их деловая культура характеризуется эмоциональностью, разговорчивостью и тесной связью религии и бизнеса (особенно в арабских странах).
Ценности полуактивных народов включают в себя: ориентацию на людей при выполнении задачи, свободное отношение ко времени и закону, выполнение нескольких дел одновременно. Основными религиями этих государств являются христианство (католицизм) и ислам.
Третью группу Р. Льюис называет реактивными культурами. В этих странах деловой стиль общения отличается дипломатичностью, осторожностью и сдержанностью. Их ценности: гармония в отношениях, бережное отношение к своей репутации и репутации других, почтительность, терпеливость.
Подавляющее большинство представителей реактивных культур проживают в странах Юго-Восточной Азии, а основной религией этих государств, как известно, является буддизм и его многочисленные разновидности. Таким образом, можно говорить о существовании определенной связи между типом деловой культуры и вероисповеданием. Такой связи не может не быть, так как религия является неотъемлемой частью культуры народа, в том числе и деловой.
Связь религии и делового поведения выражается не только в наличии общего в деловых культурах разных народов, но и в их различиях. Даже внутри христианства деловые культуры протестантов, католиков и православных существенно отличаются друг от друга.
Протестанты и католики
В то время как европейцы признают влияние ислама и буддизма на общественную и деловую сферы восточных стран, они часто недооценивают тесную связь христианского учения с обществом и бизнесом. Причем эта связь имеет свои особенности в зависимости от типа религий. Сравним, например, мировоззренческие принципы протестантов и католиков.
Протестанты не такие любители посещения церквей и соблюдения религиозных обрядов, как католики, но они строго следуют основным законам, предписанным их религией:
– играть определенную роль в обществе, т.е. быть социально активным; – относиться к соседям с уважением; – почитать власть и соблюдать законы; – регулярно платить налоги; – быть искренним и честным.
Эти законы приводят к тому, что страны с протестантской религией воспитывают граждан, для которых общественные отношения характеризуются следующими принципами:
• честность и прозрачность; • справедливость, дисциплинированность и уважительное отношение к законам; • свобода слова и вероисповедания; • равенство для женщин; • наличие демократических институтов; • высокие налоги для сохранения социального благосостояния; • рабочая этика (работа=успех=богатство); • эгалитаризм; • пунктуальность и аккуратность.
Законы католической религии сформировали несколько иные общественные принципы. Католики признают:
• наличие только одной правильной религии; • обязательность соблюдения церковных ритуалов и обрядов; • иерархию в общественных отношениях; • сильных лидеров и большую дистанцию власти; • семейственность в бизнесе; • решение деловых вопросов в обход официальных каналов.
Умение слушать собеседника
Такое различие во взглядах на организацию общества, естественно, не может не сказаться на деловой культуре католиков и протестантов. Если протестанты стараются внимательно слушать делового партнера, не перебивая и не прерывая его, и обращают внимание на факты, то полиактивные католики не стесняются прерывать собеседника, бурно выражают свои чувства и обращают внимание не только на то, что им говорят, но и на то, как говорят.
Переговоры
Переговоры являются важной частью деловой культуры, поскольку от их успеха во многом зависит результат профессиональной деятельности. Нежелание учитывать межкультурные различия ведения деловых переговоров может при-вести к их срыву.
Сравним, например, тактику переговорных процессов шведских протестантов и испанских католиков. Шведы не проявляют эмоций, стараются строго соблюдать протокол, особенно если переговоры
|