|
Я глубоко убежден в одной истине: воспитывать детей имеет смысл только тогда, когда между вами и вашими детьми есть дружба, доверие и понимание. Если это так — вы сможете решить любую проблему, разобраться в чем угодно или приучить ваше чадо к чему-то новому и интересному. Одним словом, вы свернете горы! Безусловно, доверие накладывает немало ответственности: будете ошибаться вы — ошибки может повторить и ваш ребенок. Но посмотрите на это с другой стороны: в ваших руках самый мощный инструмент воспитания — собственный пример. Нет ничего сильнее.
Я не зря начал эту статью издалека. Речь пойдет о порядке. На столе, кровати, в шкафу с игрушками, в одежде... В подобных случаях принято разделять детей на малышей и подростков. Я этого делать не буду по одной простой причине: если вы живете в мире со своим чадом, вы сможете решить вопрос аккуратности в любом возрасте. Если нет — решите для начала более серьезные проблемы, начните дружить с ребенком.
Итак, что нам нужно? Развить и направить самостоятельность ребенка в рациональное русло. Дать понять, что необходимость порядка в вещах — не ваша прихоть, а необходимая для продуктивной и интересной жизни атмосфера. И искоренить лень. Где-то я недавно прочитал замечательную мысль: дети не рождаются ленивыми, мы сами делаем их такими. Очень правильная и основополагающая мысль. Значит, первое, что мы должны сделать — не поощрять лень и несамостоятельность. Как? Делая обратное. Проявления разумной самостоятельности никогда не должны пресекаться. Разбросанные игрушки не должны быть собраны вами. Дети от природы трудолюбивы и любопытны. На этом стоит играть. К тому же, дети в юном возрасте любят подражать. Кому, как не нам с вами? Делая капитальную уборку, заинтересуйте ею ваше чадо. Очень быстро ребенок привыкнет, со временем это станет чертой его характера. Постарайтесь устраивать уборку в удобное для ребенка время, это повысит эффективность и вызовет меньше раздражения (уборка ведь — не самое приятное занятие).
Часто дети «лезут под руки» с помощью, которая, казалось бы, не к месту. Не стоит отвергать ее. Даже если потом вам придется тайком переделать всю работу. Это шанс приучить чадо не только к самостоятельности, но и развить в нем какие-то умения — приборка, стирка, приготовление еды, сортировка книг или дисков... Научившись вместе с вами, ребенок начнет делать это сам. Вместо того, чтобы ругать сына за разбитую чашку или пролитый на пол чай, предложите ему убрать за собой. Желательно делать это с юмором или использовать принцип соревнования. Не загружайте ребенка одной и той же работой, меняйте задания. Вместе с воспитуемым сделайте быт веселым, включайте музыку, придумывайте поощрения вам обоим («Вот приберемся и пойдем в кино!»). Придумайте легенду о том, что герой любимой сказки приходит только в чистую комнату, это будет неплохим стимулом. И не забывайте хвалить! Сколько бы не было лет вашему ребенку, похвалу он оценит и запомнит.
Итак, главное — сделать, так, чтобы ребенку самому хотелось жить в чистоте. Чем раньше вы начнете, тем больше шансов, что в 15 лет поводом для ссоры с вами не станут раскиданные ботинки или грязная посуда. Чистота имеет замечательные особенности: хороший запах в доме, легкость в поисках той или иной вещи, выбор в одежде... Если правильно и своевременно объяснить это ребенку, он вряд ли будет спорить. Главное — не учить его машинальным ритуалам уборки, формы пусть он выбирает сам, согласно настроению и возрасту. Научив человека чистоте в раннем детстве, вам уже не придется позже возвращаться к этому вопросу.
«Кто сегодня моет посуду?»
|