|
По традиции составлением цветочно-растительных композиций - икебаной - занимаются женщины. Но всего лишь несколько последних столетий. А более пятисот лет назад, когда только начали появляться первые "ростки" икебаны, занимались ею исключительно японские мужчины - воины. Перед боем они таким образом достигали душевного равновесия и настраивали себя на будущие победы. Однако право первооткрывателей, говорят, принадлежит монахам.
Самые ранние сведения о цветочных композициях появились в Японии еще в начале 7-го века, эту традицию принесли с собой из Китая буддийские монахи. По легенде, родоначальником школы Икэнобо стал монах, который поселился в хижине ("бо"), стоявшей рядом с храмом около пруда ("икэ"). Цветочные композиции ставились в храме ближе всех к изображению Будды, а живописное место, где обитал отшельник, дало имя древнейшей школе составления композиций из цветов.
Ранние цветочные композиции предназначались для подношения храмовым изображениям Будды. Они создавались из цветов и листьев лотоса, священного растения в буддизме. Кончики ветвей, а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам. Со временем стали использовать и другие растения при обязательном сохранении трех основных элементов, символизировавших Небо, Человека и Землю. Постепенно цветочные композиции стали использоваться для оформления интерьеров в связи с разными событиями и торжествами.
В икебане ценится не только красота цветов, в ней придается такое же большое значение листьям, веткам, травам. Несмотря на огромное разнообразие растительного материала, который можно использовать в аранжировке, композиции икебаны отличает сдержанность и лаконизм. Все растения в композиции, не соперничая друг с другом, подчеркивают красоту основного элемента, главной идеи, которые отражают настроение, замысел автора работы.
Для композиции икебаны характерна сезонность, которая подчеркивает постоянно меняющуюся красоту природы. Каждое растение появляется в композиции в "свой сезон", например, весной это цветущие ветки сакуры, персика, глицинии, а осенью в композициях доминируют алые листья клена и хризантемы.
В современной Японии существует пять основных стилей аранжировки: •Рикка классическая и современная, •нагэирэ, •сёка (сейка) класическая и современная, •морибана •свободный стиль.
Рассмотрим эти стили подробнее.
Рикка (воздвигнутые цветы) - самый древний стиль икебаны, возникший непосредственно во время становления в Японии буддизма, то есть в шестом веке. Композиции, выполненные именно в стиле рикка, ставили у подножий статуй Будды. Создавали эти композиции буддийские жрецы. Композиции высотой одного метра семидесяти сантиметров до двух метров размещались в дорогих бронзовых вазах и состояли из семи-девяти элементов, выходящих из одной "ноги". Концы ветвей, из которых состояла рикка, были направлены строго вверх, каждый элемент имел свое символическое значение. Составители рикка стремились олицетворить в букетах священную гору буддизма Сумисэн. В связи с этим в качестве основы они использовали сосновые ветки. В центре вазы всегда устанавливалась сосна высотою в 1,5 метра. Кроме сосны брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось также белым хризантемам. Правила построения композиции были строго определенны и не нарушались. Расцвет рикка приходится на XVII век. В это время завершилось формирование терминологии, правил, определяющих пропорции и наклоны основных элементов, подбор растений и их цветовое значение. Были разработаны три стиля (как в каллиграфии) - син (формальный), гё (полуформальный) и со (неформальный). К настоящему времени в рикка существует 29 форм. В пятнадцатом веке рикка несколько утратила свое религиозное значение. Правила были упрощены, стали более мягкими, уменьшились размеры, разрешилось использовать керамические вазы разнообразных, а не только предписанных форм, стали появляться книги с наставлениями по икебане. Рикка стала доступна не только в храмовых помещениях, но и в домах наиболее обеспеченных слоев населения. В настоящее время рикка используется в основном в религиозных ритуалах.
Нагэирэ появилась значительно позже рикки, в пятнадцатом веке. Нагэирэ предшествовала чабана, являвшаяся элементом чайной церемонии. Чабана считалась очень скромной аранжировкой, часто состояла из одного цветка, бутона или ветки. Позже она стала называться нагэирэ, то есть "вбрасыванием". Это название сей стиль аранжировки получила из-за того, что мастеру необходимо было создать впечатление, что цветок или ветка стоит как попало, без всяких правил. Однако за этим эффектом крылся свой потаенный смысл, отразить который и было самой большой сложностью. Всего одним элементом композиции требовалось передать настроение, эмоции, время года, создать приятную атмосферу для беседы (чаепития). В девятнадцатом веке стиль нагэирэ - "цветы, поставленные в высокой вазе" - получил свой свод правил. Аранжировка должна
|