|
Религия с самых древнейших, ветхозаветных времен предостерегала людей от сквернословия: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе... - говорит апостол и в Новом Завете. - А блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас...» (Еф. 4, 29; 5, 3). В древней Иудее к предостережению против скверно-словия относились очень серьезно, настолько, что даже по сей день в современной еврейской семье можно услышать наш «международный» фольклор разве что в порядке исключения: неупотребление грязной ругани стало национальной традицией.
Но исключение - исключением, а в целом в современном обществе картину мы наблюдаем прямо противоположную: к употреблению даже в обычной разговорной речи «родного матерка» отношение самое снисходительное. Это стало чуть ли не нормой русского языка: взрослые сквернословят в семьях не только между собой, но зачастую и детей, в чем-либо провинившихся, поливают «по матушке», не понимая, какой непоправимый вред наносится и ребенку, и самому такому вот, с позволения сказать, родителю.
«Сквернословие» совсем не напрасно происходит от слова «скверна»: матерщина - это явное и открытое проявление зла в человеке. В словаре В.Даля сказано: «СКВЕРНА - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное». Это определение - результат глубочайшего изучения Владимиром Далем прежде всего народной речи. Те, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждаются и не знают собственной истории. Как раз в прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчет в том, что сквернословие - тяжкий грех перед Богом и перед другими людьми, за пристрастие к мату наказывали, причем по-настоящему строго. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, например, за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали матерящихся и тут же, на месте преступления, при всем честном народе секли розгами для всеобщего назидания.
Грех сквернословия был осужден и на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других»... Что же говорить, если сквернословит, да еще в адрес собственного ребенка или просто так, из чистого кокетства, желая выглядеть «раскованной» и «современной», сама мать?.. Но, возможно, все это - действительно не более чем предрассудки, не имеющие под собой оснований? Попробуем выяснить, есть ли у брани мистический источник и каков он. Ведь далеко не каждому современному человеку возможно понять, какая на самом деле беда кроется за бранными словами.
Вначале - несколько слов о силе того, что мы с вами произносим, каким бы нематериальным ни выглядел звук. Не говоря о том, что все мировые религии цивилизованных стран признают: именно Словом Бог создал наш мир - всю Вселенную, весь Космос, само название которого переводится с греческого как «красота», слово - это Дар Божий человеку, через него мы уподобляемся своему Создателю, сотворившему им эту красоту. И силу слова всегда признавала религия: во время Божественной литургии в христианских храмах молятся о тех, кто присутствует на службе, прося Бога в том числе защитить «своих людей» от злых слов и «очес» (сглаза).
Мистические же корни брани уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианского мира были прекрасно осведомлены о существовании духов, полагая, что все они злые: ничего не зная об ангелах и небесной иерархии, живущие в окружении невидимого демонического мира, они и не могли считать по-другому. И чтобы защитить себя от бесовщины, вступали с демоническим миром в контакт.
Контакт этот был двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали специально предназначенными для этого скверными словами, демонстрируя нечистому духу свое собственное, якобы еще большее непотребство...
Аналогичные ситуации сегодня можно наблюдать перед началом драки, когда противники, отвратительно гримасничая, выкрикивают в адрес друг друга матерщину, запугивая друг друга, демонстрируя готовность не просто избить - убить... Ни одна трагедия, если она случается в такой вот ситуации, без подобного «вступления» не обходится.
Однако и призывали демона себе в помощь язычники этими же словами, показывая таким образом ему свою одержимость, а следовательно, и готовность вступить в контакт. Вывод: мат - это язык общения с демоническими силами. Совсем не случайно в философии это явление называется инфернальной лексикой: инфернальный - значит адский, из преисподней.
Вряд ли стоит говорить о том, что силы зла при любых обстоятельствах остаются таковыми,
|