Согласно данным «IMS Health» в 2008 г. мировой фармацевтический рынок, как ожидают, вырастет на 5–6% по сравнению с 6–7% в этом году, причем в США снижение темпов прироста будет наиболее заметно. Комментируя представленный доклад, Мюррей Эйткен (Murray Aitken), старший вице-президент подразделения «Healthcare Insight» компании «IMS Health», отметил, что впервые семь крупнейших рынков обеспечат лишь половину в объеме роста всего фармрынка, тогда как 7 развивающихся — почти четверть. Он добавил, что, поскольку усиливается воздействие конкуренции со стороны генериков, мы впервые станем свидетелями уменьшения объемов продаж препаратов для оказания первичной медицинской помощи. На рынке США и 5 крупнейших европейских прирост будет колебаться от 4 до 5%, что для США рекордно низко. Срок действия многих лекарственных средств с объемом продаж около 20 млрд дол. США в год истечет в 2008 г., что поможет стимулировать увеличение объемов продаж генериков на 14–15% в следующем году до более чем 70 млрд дол. Согласно прогнозам в 2008 г. более 2/3 всех рецептов, выписанных в США, будут на генерики, и новые инициативы правительства в Германии, и образовательные программы в Японии, Испании и Италии приведут ко все большему использованию непатентованных средств на этих рынках. Однако семерка быстрорастущих рынков — Китая, Бразилии, Мексики, Южной Кореи, Индии, Турции и России, как ожидают, вырастет на 12–13 % в следующем году до 85–90 млрд дол. При этом «IMS Health» утверждает, что на этих рынках есть значительно больший доступ и к новым генерическим, и инновационным препаратам, поскольку методики лечения улучшаются и, кроме того, они становятся все более доступными в сельской местности. В этих странах продолжающийся экономический рост перемещает центр тяжести от инфекционных к сердечно-сосудистым заболеваниям, диабету и другим хроническим недугам, сообщается в докладе. «Данные индикаторы отображают рыночную реальность в переходной период, — отметил М. Эйткен. — Действия, предпринимаемые компаниями с целью своей перестройки, должны будут продолжаться в ускоренном темпе». Он добавил, что в такой ситуации на рынке крайне важным является построение отношений непосредственно с пациентами, поскольку они становятся все более образованными и принимают все более активное участие в собственном «здравоохранении».
|